Эмоциональный интеллект студентов цифрового поколения: опыт инженерного вуза
| Parent link: | Образование и саморазвитие Т. 17, № 14.— 2022.— [С. 126-138] |
|---|---|
| Corporate Author: | |
| Other Authors: | , , , |
| Summary: | Заглавие с экрана Активное внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь влияет на способы и стиль коммуникации современного поколения молодежи. Разнообразие опосредованного общения принципиально меняет способы восприятия информации и во многом стили мышления современных студентов. Исследование вопросов эмоционального благополучия в студенческой среде сегодня особенно актуально, поскольку мы наблюдаем рост десоциализации молодежи. Цель исследования состоит в апробации и оценке эффективности внедрения образовательного модуля для развития эмоционального интеллекта у студентов младших курсов инженерного вуза. Используя теоретико-методологическую основу и опираясь на специфику образовательного процесса инженерного вуза, авторы статьи разработали образовательный модуль «Эмоциональный интеллект». Одновременно было проведено эмпирическое исследование. Констатирующий и контрольный этапы исследования выполнены с применением диагностических инструментов (тест Н. Холла, опросник ЭмИн Д.В. Люсина) на выборке студента первого курса (N=174) инженерных специальностей Томского политехнического университета. Результаты показали, что большая часть студентов имеют низкий и средний показатели эмоционального интеллекта. После внедрения образовательного модуля отмечена положительная динамика. Количество студентов с низким уровнем снизилось в два раза, а доля студентов с высоким уровнем EQ увеличилась с 2,9% до 11,1 %. Наибольший рост отмечается по таким показателям как «эмпатия», «распознавание и понимание эмоций других» (по тесту Н. Холла) и «межличностный эмоциональный интеллект» (по опроснику ЭмИн Д.В. Люсина). Практическая значимость исследования заключается в том, что модуль внедрен в образовательный процесс ТПУ, имеет место положительная динамика развития EQ студентов, что будет способствовать их адаптации в образовательном пространстве вуза. Полученные результаты будут использованы для дальнейших научных исследований в целях совершенствования образовательных траекторий студентов цифрового поколения. Digitization of everyday life has a fundamental influence on communications, information perceivingand thinking styles of modern generation students. The study of issues of emotional well-being in thestudent body is particularly significant today, because of increasing desocialization of young people.The aim of the paper is to implement and evaluates the effectiveness of the educational modulefor the development of emotional intelligence of the 1st year students of engineering Universities.The authors developed the educational module “Emotional intelligence”. The assessment of anempirical research using diagnostic tools of N. Hall’s test of emotional intelligence and the scale ofemotional intelligence by D.V. Lyusin conducted on a sample of students (N=174) of engineeringmajors of Tomsk Polytechnic University. The results showed that most part of them has low andmedium (closer to the lower border) levels of EQ. Positive dynamics were observed after studyingthe educational module. The quantitative indicator reflecting the number of students with a lowlevel decreased two times, and the proportion of students with a high level of EQ increased from2.9% to 11.1%. The maximum growth was noted for “empathy”, “recognition and understandingof emotions of others” (Hall’s test) and “interpersonal emotional intelligence” (D.V. Lyusin’s scale)indicators. The practically significant result is that development of the level of EQ will contribute tobetter adaptation in the educational space of the engineering University. The findings will be usedfor further scientific research to improve the educational paths of digital generation students. |
| Published: |
2022
|
| Subjects: | |
| Online Access: | https://doi.org/10.26907/esd.17.4.10 |
| Format: | Electronic Book Chapter |
| KOHA link: | https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=669463 |