Приоритетные задачи и опыт инженерно-технической подготовки в университетах России

Bibliographische Detailangaben
Parent link:Высшее образование в России: научно-педагогический журнал/ Московский политехнический университет.— , 1993-
Т. 29, № 4.— 2020.— [С. 73-84]
1. Verfasser: Лидер А. М. Андрей Маркович
Körperschaften: Национальный исследовательский Томский политехнический университет Управление проректора по образовательной деятельности Управление международной образовательной деятельности Центр развития международного партнерства, Национальный исследовательский Томский политехнический университет Учебно-научный центр "Организация и технологии высшего профессионального образования" (УНЦ ОТВПО), Национальный исследовательский Томский политехнический университет Инженерная школа ядерных технологий Отделение экспериментальной физики
Weitere Verfasser: Слесаренко И. В. Инга Валерьевна, Соловьёв М. А. Михаил Александрович
Zusammenfassung:Заглавие с экрана
Данная статья посвящена обзору лучших практик ведущих университетовРоссии в области организации практико-ориентированной подготовки по инженерно-техническим специальностям. Опираясь на совокупность профессиональных и межотраслевыхпрофессионально значимых компетенций будущего выпускника инженерно-техническихспециальностей, авторы рассматривают его профессиональный портрет как триединствокомпетенций научно-исследовательской, инженерно-технической и предпринимательскойдеятельности. На основе обзора документов, отчётных материалов, информационныхбаз данных, анализа результатов статистических исследований обобщены мировые тенденции развития инженерно-технической подготовки в университетах мира и страны,сформулированы приоритетные задачи трансформации инженерно-технического образования, предложены подходы к решению данных задач на уровне структурно-организационного и учебно-методического оснащения учебного процесса. На примере опыта организациипрактико-ориентированного обучения физике в Томском политехническом университете(ТПУ) обсуждаются основные учебно-методические и организационно-структурные решения, позволяющие эффективно формировать профессиональный портрет будущего инженера. Разработанная в ТПУ система практико-ориентированной инженерно-техническойподготовки может быть успешно использована в практике преподавания программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры инженерно-технических специальностей другихуниверситетов.
The present paper analyzes and discusses of the best practices offered by the Russian universities in the field of organization of practice-based training in engineering specializations. Based onthe integrated approach to forming professional competences and generic skills in university engineering graduates, the professional portfolio of a university engineering graduate is viewed as the three in one set of competences including those in research, engineering and development entrepreneurship.Based on the review of documentation, reports, information databases, including the analysis of thestatistical findings, the authors discuss the main global trends in the development of engineering education and training and offer the solutions to tackle the priority objectives in organizational field of university performance, teaching and learning processes organization and teaching aids development. Thearticle discusses the educational practices of the six leading Russian engineering universities from thestandpoint of the implemented teaching and learning formats, correspondent teaching aids development and the organizational solutions. The authors dwell on the example of Tomsk polytechnic university (TPU) in providing practice-based training to university students in physics, the critical organizational solutions in teaching and learning as well as approaches to teaching aids development that enableto shape the professional portfolio of a future engineer from the viewpoint of professional competencesand generic skills enhancement. The discussed TPU experience in the field of practice-based trainingin physics is realized in compliance with the complex, integrative approach to forming the trinity ofresearch, engineering, and entrepreneurship competences in a university engineering graduate. Thedesigned system of practice-based engineering training implemented at TPU can be successfully extrapolated to the bachelor, master and PhD degree training of engineering students.
Veröffentlicht: 2020
Schlagworte:
Online-Zugang:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-73-84
Format: Elektronisch Buchkapitel
KOHA link:https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=662335