Когнитивная готовность к межкультурному общению как необходимый компонент межкультурной компетенции

Bibliographic Details
Parent link:Язык и культура: журнал/ Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).— , 1998-
№ 1 (29).— 2015.— [С. 146-155]
Main Author: Соболева А. В. Александра Владимировна
Corporate Author: Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) Институт неразрушающего контроля (ИНК) Кафедра иностранных языков Института неразрушающего контроля (ИЯНК)
Other Authors: Обдалова О. А.
Summary:Заглавие с экрана
Анализируется реализация межкультурной направленности обучения студентов высшей профессиональной школы. Обосновывается необходимость развития когнитивной сферы личности студентов при формировании межкультурной компетенции. Предлагается структура межкультурной компетенции, включающая три уровня параметров: уровень базовых параметров, уровень ключевых параметров, уровень когнитивных параметров, необходимые для эффективности межкультурного взаимодействия. Вводится понятие «когнитивная готовность к межкультурному общению», имеющее, по мнению авторов, решающее значение для продуктивности межкультурного общения и состоящее в осознанном отношении к межкультурному общению как способу познания мира, его целям и задачам, процессу и результату. Описываются этапы организации учебного процесса, направленного на интегрированное развитие коммуникативных умений межкультурного общения и когнитивной готовности к межкультурному общению, позволяющие обеспечить комплексное развитие когнитивных стратегий в рамках коммуникативного обучения иностранному языку. Приводятся примеры упражнений, реализующих когнитивную направленность обучения в процессе развития коммуникативных умений студентов в процессе изучения одной лек-сико-грамматической темы. Делается вывод о педагогических условиях, которые необходимо создать в учебном процессе.
The article deals with theimplementation ofcross-culturalorientedtraining to high-ervocational school language education. The necessity ofa student's cognitivepersonalityde-velopment in the process of intercultural competence formation is discussed. Theintercultural competence structure that includes three levels ofparameters (the level of the basic parameters, the level of key parameters, the level of cognitiveparameters), necessary for effec-tivecross-cultural interaction, is presented. The notionof "cognitivereadiness forintercultural communication", which is, to authors' opinion, crucial for theproductivityof intercultural communication is introduced. Itconsistsin consciousattitude tointercultural communicationas the process of the world cognition, its goals and objectives, process and outcomes.The stag-esof the educationalprocess aimed atintegrated development ofcommunicative skillsof inter-cultural communicationand cognitivereadiness forintercultural communication are described. They provide theintegrated development ofdifferent cognitive strategiesas part ofcommunica-tivelanguage teaching. The examplesof exercisesthat help implementcognitiveorientation of traininginto the development ofstudents' communicative skillswithin onelexicaland grammat-icaltopic are proposed.Pedagogicalconditionsto be createdin the educational process are referred.
Режим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса
Published: 2015
Subjects:
Online Access:http://elibrary.ru/item.asp?id=23187224
http://journals.tsu.ru/language/&journal_page=archive&id=1242&article_id=21256
Format: Electronic Book Chapter
KOHA link:https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=641014