Формирование компетенции планирования карьеры в контексте репрезентации образа будущего
| Parent link: | Векторы благополучия: экономика и социум: электронный научный журнал/ Томский политехнический университет (ТПУ).— , 2019-.— 2658-4956 № 2 (33).— 2019.— [С. 46-62] |
|---|---|
| Main Author: | |
| Corporate Authors: | , |
| Other Authors: | , |
| Summary: | Заглавие с титульного листа В работе рассматривается проблематика карьерного планирования, позволяющего личности стимулировать себя для организации и реализации успешных социально-трудовых отношений. В современном контексте планирование карьеры является одним из аспектов благополучия, выстраивания образа будущего и его репрезентации. Компетенция планирования карьеры формируется с учетом ресурсных возможностей социально-психологического капитала личности студента. Карьерная компетентность строится на способности человека осознавать возможности своего карьерного потенциала и использовать их в развитии собственной карьеры, уметь преодолевать препятствия и затруднения с целью оптимизации карьерного продвижения. Цель: разработать рекомендации формирования профессиональной компетенции карьерного планирования студентом в образовательном пространстве вуза. Методы: сравнительный и статистический анализ эмпирических данных, полученных в результате диагностического исследования. Диагностический инструментарий включал: метод ранжирования признаков понятия «карьера»; опросники «Индекс жизненной удовлетворенности» (адаптация Н.В. Паниной), ДДО (Е.А. Климов); методику удовлетворенности основных потребностей (А. Маслоу); социально-психологические установки (О.Ф. Потемкина); жизнестойкость (С. Мадди); Шкалу субъективного благополучия; Шкалу психологического благополучия (К. Рифф); способность к самоуправлению (Н.М. Пейсахов); МПД (К. Замфир в модификации А. Реана). Обработка проводилась с применением статистического пакета программ для социальных наук SPSS 22.0. Результаты: сформулировано понятие компетенции карьерного планирования и описана его роль в репрезентации будущего; проведено исследование структурных составляющих формирования планирования образа карьеры будущими специалистами, на основании которых составлен социально-психологический портрет студента с высоким, средним, низким уровнем выраженности показателей. Описана рекомендация возможной стратегии выстраивания работы вуза по формированию компетенции планирования карьеры студента через развитие параметров социально-личностных характеристик студента и его социально психологического капитала, включая некоторые конкретные формы работы. Based upon the theory of career construction we highlight problematic related to career planning. It allows personalities to stimulate themselves to construct and implement successful social and labor relations. Career construction is one of the aspects of well-being, creation the vision of the future and its representation. Career planning is formed taking into account the resource potential of the social and psychological capital of the student's personality. Career competence is built on the ability of a person to recognise the possibilities of his (her) career capabilities in order to use them for career advancement and ability to overcome obstacles and difficulties in order to optimize career vector. The aim of the study is to give recommendations for forming students' professional career planning competence in the university educational space. Methods: comparative and statistical analysis of empirical data obtained from a diagnostic study. The diagnostic toolkit included a method for ranking the signs of a career concept; questionnaires: life Satisfaction Index (adaptation by N.V. Panina); differential diagnostic questionnaire (DDQ) (E.A. Klimov); techniques: satisfaction of basic needs (A. Maslow); socio-psychological attitudes (O.F. Potemkin); resilience at work (C. Maddi); scale of subjective well-being; scale of psychological well-being (C. Riff); ability to self-government (N.M. Peisakhov);professional motivation (K. Zamfir in the modification of A. Rean). Processing was carried out using the SPSS22.0 statistical software package for social sciences. Results. The concept of the competence of career planning is formulated and its role in the vision of the future is described. The authors have carried out the research of structural components of forming career construction by future specialists. Based on the data thesocio-psychological portraits of different students groups were drawn up. The recommendation of possible strategy of forming up a university's work was described. We suppose that its implementation could help to format of a students' career planning competence through the development of parameters of a students' social and personal characteristics and his(her) social and psychological capital. |
| Published: |
2019
|
| Series: | Гуманитарные науки |
| Subjects: | |
| Online Access: | http://earchive.tpu.ru/handle/11683/55707 https://doi.org/10.18799/24056537/2019/2(33)/974 |
| Format: | Electronic Book Chapter |
| KOHA link: | https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=584033 |