Скопический режим: социальный и культурный контекст

Bibliographic Details
Parent link:В мире научных открытий.— , 2008-
№ 1 (61).— 2015.— [С. 216-228]
Main Author: Колодий Н. А. Наталия Андреевна
Corporate Author: Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ) Институт социально-гуманитарных технологий (ИСГТ) Кафедра социальных коммуникаций (СК)
Other Authors: Колодий В. В. Вячеслав Владимирович
Summary:Заглавие с экрана
Проблема феномена визуальности в целом исследуется, как в современной философско-культурологической литературе, отличающейся серьёзной концептуальной нагруженностью, так и в собственно «визуальных исследованиях» (visual studies). В научных сообществах англо-американской академической среды большое внимание уделяется трактовке понятия «визуальная культура» (visual culture). Первый период развития сюжетов, связанных с так называемым «визуальным поворотом», начинается в начале 70-х гг. ХХ в., второй – в 90-ые, когда реконструируются глобальные и национальные особенности этого поворота (С. Альперс, М. Баксандалл, Н. Брайсон , Т. Дж. Кларк, Г. Поллок). В статье анализируются существующие современные методологии визуальных исследований, природа и сущность режима видения (скопического режима); факторы, определяющие эволюцию режимов видения в нашем обществе. Видение в этом контексте трактуется и как акт зрения, и как специфическая дискурсивная конструкция, обнаруживающая связь с культурными практиками индивида и общества. Особое внимание уделяется жизненным практикам общества двадцатых годов; визуальным ресурсам и технологиям, которые в советскую эпоху использовались для презентации зрелища преображенной жизни и структурирования визуального опыта человека. При этом используется методология феноменологического анализа формирования визуального и культурного опыта в целом. Цель данного исследования – обоснование типологии скопических режимов, выявление структуры скопического режима и насыщенное культурологическое описание режима визуальности, сформировавшегося в 20-ые годы в СССР. Результаты сравнительного исследования могут быть использованы для оценки вклада визуальных исследований в социальное знание, социальную онтологию.
The paper investigates the problem of visuality as a whole and the way this concept is analyzed both in modern philosophical and cultural literature, which is characterized by serious conceptual laden, and in “visual studies” in particular. In the scientific community of Anglo-American academic environment much attention is paid to the interpretation of the concept of “visual culture». The first period of the studies development, related to the so-called “visual turn”, begins in the early 70s of the XX century, the second refers to the 90th, when global and national features of this turn were reconstructed (S. Alpers, M. Baxandall, N. Bryson, T.J. Clark, G. Pollock).The paper analyses the existing modern methodologies of visual studies, nature and essence of the visuality regime (scopic regime); it also explains the factors, defining scopic regimes evolution in our society. Vision is interpreted in this context both as the act of seeing and as the specific discursive construction, which reveals the connection with the cultural practices of an individual and society. The special attention is paid to the life practices of the society of the twenties. In order to get a broad picture on this issue, the article discusses visual resources and technologies, which were used in the Soviet era, for the presentation of the transformed life spectacle and structuring of the visual experience of a person. The methodology of the phenomenological analysis of the visual and cultural experience formation as a whole is used in the article.
Режим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса
Published: 2015
Subjects:
Online Access:http://dx.doi.org/10.12731/wsd-2015-1-16
Format: Electronic Book Chapter
KOHA link:https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=653085
Description
Summary:Заглавие с экрана
Проблема феномена визуальности в целом исследуется, как в современной философско-культурологической литературе, отличающейся серьёзной концептуальной нагруженностью, так и в собственно «визуальных исследованиях» (visual studies). В научных сообществах англо-американской академической среды большое внимание уделяется трактовке понятия «визуальная культура» (visual culture). Первый период развития сюжетов, связанных с так называемым «визуальным поворотом», начинается в начале 70-х гг. ХХ в., второй – в 90-ые, когда реконструируются глобальные и национальные особенности этого поворота (С. Альперс, М. Баксандалл, Н. Брайсон , Т. Дж. Кларк, Г. Поллок). В статье анализируются существующие современные методологии визуальных исследований, природа и сущность режима видения (скопического режима); факторы, определяющие эволюцию режимов видения в нашем обществе. Видение в этом контексте трактуется и как акт зрения, и как специфическая дискурсивная конструкция, обнаруживающая связь с культурными практиками индивида и общества. Особое внимание уделяется жизненным практикам общества двадцатых годов; визуальным ресурсам и технологиям, которые в советскую эпоху использовались для презентации зрелища преображенной жизни и структурирования визуального опыта человека. При этом используется методология феноменологического анализа формирования визуального и культурного опыта в целом. Цель данного исследования – обоснование типологии скопических режимов, выявление структуры скопического режима и насыщенное культурологическое описание режима визуальности, сформировавшегося в 20-ые годы в СССР. Результаты сравнительного исследования могут быть использованы для оценки вклада визуальных исследований в социальное знание, социальную онтологию.
The paper investigates the problem of visuality as a whole and the way this concept is analyzed both in modern philosophical and cultural literature, which is characterized by serious conceptual laden, and in “visual studies” in particular. In the scientific community of Anglo-American academic environment much attention is paid to the interpretation of the concept of “visual culture». The first period of the studies development, related to the so-called “visual turn”, begins in the early 70s of the XX century, the second refers to the 90th, when global and national features of this turn were reconstructed (S. Alpers, M. Baxandall, N. Bryson, T.J. Clark, G. Pollock).The paper analyses the existing modern methodologies of visual studies, nature and essence of the visuality regime (scopic regime); it also explains the factors, defining scopic regimes evolution in our society. Vision is interpreted in this context both as the act of seeing and as the specific discursive construction, which reveals the connection with the cultural practices of an individual and society. The special attention is paid to the life practices of the society of the twenties. In order to get a broad picture on this issue, the article discusses visual resources and technologies, which were used in the Soviet era, for the presentation of the transformed life spectacle and structuring of the visual experience of a person. The methodology of the phenomenological analysis of the visual and cultural experience formation as a whole is used in the article.
Режим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса
DOI:10.12731/wsd-2015-1-16