Антропоморфная метафора в художественном дискурсе (на материале автобиографических рассказов В. М. Шукшина)

Библиографические подробности
Parent link:Научный диалог: журнал научных публикаций.— , 2011-
№ 3 (39).— 2015.— [С. 29-45]
Главный автор: Бурмакова Е. А. Елена Анатольевна
Другие авторы: Маругина Н. И. Надежда Ивановна
Примечания:Заглавие с экрана
Рассматриваются возможности антропоморфной художественной метафоры, ее способность моделировать представления не только об объектах и явлениях природы, но и о человеке. Автор исходит из того, что в рамках когнитивной лингвистики антропоморфной метафоре отводится центральная роль в процессе ментального структурирования окружающего мира. Исследование проводится на материале рассказов В. М. Шукшина, которые запечатлели детские воспоминания и переживания писателя. Новизна исследования видится в том, что характеризуется специфика функционирования антропоморфной метафоры в художественном дискурсе с учетом различных возрастных позиций автора в тексте. Анализируются метафорические контексты, порождаемые в пределах ассоциативной связи между природой и человеком. Особое внимание уделяется диалогической природе авторского дискурса. Идеальным условием коммуникативного акта для адресата становится проникновение в мир «чужих» образов путем их осмысления сквозь призму индивидуального социально-культурного опыта автора. Поднимается вопрос о когнитивном и активационном потенциале антропоморфной метафоры в дискурсивном пространстве художественного текста. Благодаря такой метафоре воссозданный в художественном произведении окружающий мир воспринимается поочередно через фантазийное детское мироощущение и реалистичное мировосприятие взрослого. Неоднородность авторского дискурса, в котором чередуются точки зрения «взрослый» и «ребенок», составляет основу единой художественной концепции произведения.
Режим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса
Язык:русский
Опубликовано: 2015
Серии:Лингвистика. Литературоведение
Предметы:
Online-ссылка:http://elibrary.ru/item.asp?id=23329948
http://www.nauka-dialog.ru/userFiles/file/29-45%20Бурмакова%20Маругина%20_%20НД%202015_3(39).pdf
Формат: Электронный ресурс Статья
KOHA link:https://koha.lib.tpu.ru/cgi-bin/koha/opac-detail.pl?biblionumber=645127

MARC

LEADER 00000nla0a2200000 4500
001 645127
005 20250320113030.0
035 |a (RuTPU)RU\TPU\network\10211 
090 |a 645127 
100 |a 20151210d2015 k||y0rusy50 ca 
101 0 |a rus 
102 |a RU 
135 |a drnn ---uucaa 
181 0 |a i  
182 0 |a b 
200 1 |a Антропоморфная метафора в художественном дискурсе (на материале автобиографических рассказов В. М. Шукшина)  |f Е. А. Бурмакова, Н. И. Маругина 
203 |a Текст  |c электронный 
225 1 |a Лингвистика. Литературоведение 
300 |a Заглавие с экрана 
320 |a [Библиогр.: с. 45 (19 назв.)] 
330 |a Рассматриваются возможности антропоморфной художественной метафоры, ее способность моделировать представления не только об объектах и явлениях природы, но и о человеке. Автор исходит из того, что в рамках когнитивной лингвистики антропоморфной метафоре отводится центральная роль в процессе ментального структурирования окружающего мира. Исследование проводится на материале рассказов В. М. Шукшина, которые запечатлели детские воспоминания и переживания писателя. Новизна исследования видится в том, что характеризуется специфика функционирования антропоморфной метафоры в художественном дискурсе с учетом различных возрастных позиций автора в тексте. Анализируются метафорические контексты, порождаемые в пределах ассоциативной связи между природой и человеком. Особое внимание уделяется диалогической природе авторского дискурса. Идеальным условием коммуникативного акта для адресата становится проникновение в мир «чужих» образов путем их осмысления сквозь призму индивидуального социально-культурного опыта автора. Поднимается вопрос о когнитивном и активационном потенциале антропоморфной метафоры в дискурсивном пространстве художественного текста. Благодаря такой метафоре воссозданный в художественном произведении окружающий мир воспринимается поочередно через фантазийное детское мироощущение и реалистичное мировосприятие взрослого. Неоднородность авторского дискурса, в котором чередуются точки зрения «взрослый» и «ребенок», составляет основу единой художественной концепции произведения. 
333 |a Режим доступа: по договору с организацией-держателем ресурса 
461 |t Научный диалог  |o журнал научных публикаций  |d 2011- 
463 |t № 3 (39)  |v [С. 29-45]  |d 2015 
610 1 |a электронный ресурс 
610 1 |a труды учёных ТПУ 
610 1 |a антропоморфный подход 
610 1 |a метафоры 
610 1 |a художественный текст 
610 1 |a дискурс 
610 1 |a детство 
700 1 |a Бурмакова  |b Е. А.  |c лингвист  |c преподаватель Томского политехнического университета  |f 1983-  |g Елена Анатольевна  |3 (RuTPU)RU\TPU\pers\35819 
701 1 |a Маругина  |b Н. И.  |c лингвист  |c доцент Томского политехнического университета, кандидат филологических наук  |f 1972-  |g Надежда Ивановна  |3 (RuTPU)RU\TPU\pers\29166 
712 0 2 |a Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)  |b Институт развития стратегического партнерства и компетенций (ИСПК)  |b Кафедра методики преподавания иностранных языков (МПИЯ)  |3 (RuTPU)RU\TPU\col\18976 
801 2 |a RU  |b 63413507  |c 20151210  |g RCR 
856 4 |u http://elibrary.ru/item.asp?id=23329948 
856 4 |u http://www.nauka-dialog.ru/userFiles/file/29-45%20Бурмакова%20Маругина%20_%20НД%202015_3(39).pdf 
942 |c CF